Вопрос корректировки поведения подрастающего поколения всегда был одним из ключевых для родителей и педагогов. При этом единого универсального решения не существует. Каждый ребенок – уникальная личность со своими особенностями характера и причинами тех или иных поступков, в том числе и нежелательных.
Нестандартные реакции на вполне стандартные ситуации происходят в жизни каждого человека, и это нормально. Мы перестаем идти проторенной дорогой в пользу обходных путей, когда хотим чего-то нового и необычного. Непослушание – это один из способов самовыражения.
Дети проверяют границы дозволенного, устанавливают собственные правила и ищут несоответствия между вашими словами и поступками. Но в отличие от сознательного взрослого человека ребенок не может четко сформулировать свои мотивы и цели. Родителям же, прежде чем наказывать за диссонанс, стоит задуматься над причиной, его вызвавшей.
У детей, в отличие от взрослых, мало инструментов для выражения своих эмоций. Как правило, большинство из них сводится к капризам, истерикам, непослушанию и намеренному игнорированию просьб. Родителям приходится сталкиваться со всем спектром этих проявлений. Чтобы их сгладить и облегчить взаимопонимание, следует разобраться, почему ребенок себя так ведет.
Спокойная реакция на капризы
Сохранять спокойствие — ключ к эффективному управлению капризами. Реагируя безразлично, вы показываете, что подобное поведение не приносит желаемого результата.
Не поддавайтесь провокациям.
Оставайтесь тверды и не давайте ребенку того, чего он хочет.
Спокойно объясните, что его поведение неприемлемо.
Если ситуация достигает кульминации, дайте ребенку немного времени, чтобы успокоиться в безопасном и тихом месте.
Помните, что капризы — не более чем попытки ребенка манипулировать и привлечь внимание. Ваша спокойная реакция научит его, что подобное поведение не работает, и он начнет находить более приемлемые способы выражения своих чувств.
Планы для позитивного поведения
Программа положительного поведения — действенный способ управления вызывающими затруднения действиями ребенка, поощряя желательные. Она помогает детям понять, что от них ожидают, и дает им поддержку для достижения успеха.
Разработка плана — процесс индивидуальный и требует учета конкретных потребностей ребенка.
Цель — создать четкую структуру, которая направляет поведение в положительное русло.
Определение ожидаемого поведения, установление четких правил и границ, предоставление поощрений за желательное поведение — все это важные компоненты успешного плана.
Планы для позитивного поведения должны быть пересмотрены и скорректированы по мере необходимости для обеспечения их эффективности и соответствия меняющимся потребностям ребенка.
Сотрудничество с учителями и другими взрослыми
Эффективное решение поведенческих затруднений требует скоординированных усилий со стороны родителей, педагогов и иных лиц, принимающих участие в воспитании ребенка.
Обмен сведениями о поведении ребенка – важный момент. Учителя могут предоставить исчерпывающую информацию о проявлениях в учебной среде, родители же – об особенностях поведения дома.
Согласованность действий позволяет выработать единый подход, избегая сосуществования противоречивых требований или исключения важных аспектов.
Совместное планирование
Совместная разработка плана по корректировке поведения – важнейший элемент взаимодействия. План определяет конкретные цели и стратегии, согласованные всеми участниками.
Регулярные встречи
Периодические встречи дают возможность обсудить прогресс, внести коррективы и обеспечить непрерывную поддержку.
Консультирование
Обращение за помощью к психологам, консультантам по вопросам поведения или социальным работникам может способствовать более глубокому пониманию проблем ребенка и разработке эффективных стратегий.